2020 год glavnaya

Древняя и вечно молодая Бухара на страницах бортового журнала «UTAIR»

MОСКВА, 11 марта. /ИА “ДУНЁ”/. В мартовском номере бортового журнала российской авиакомпании «UTair» размещена красочно иллюстрированная статья, посвященная древней Бухаре.

«Бухару называют Среднеазиатской Меккой, − начинает свой рассказ автор, трэвл-журналист Ольга Яковина. − А в последнее время она становится еще и Меккой туристической. И совершенно заслуженно, ведь проведенный здесь уикенд будет невероятно насыщенным впечатлениями и при этом столь же невероятно бюджетным».

Бухара является одним из древнейших городов региона Средней Азии, говорится в публикации:

«Сколько ей лет, не знает никто. Город всегда стоял на одном и том же месте, и когда археологи принялись поднимать культурный слой, их раскопки ушли вниз на 20 метров. Возраст обнаруженных на этой глубине артефактов — 2500 лет, но это еще далеко не конец, вернее, не начало истории, просто опуститься ниже ученым не дают грунтовые воды».

Автор пишет, что за последние 25 веков Бухара успела побывать столицей пяти царств и одной республики. Ее завоевывали Македонский и Чингисхан, ею восхищались Марко Поло и Омар Хайям, а великий Амир Тимур дал ей титул «шариф» — «священная».

Подчеркивается, что в историческом центре города так много памятников архитектуры, что он целиком внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества. А в 2020 году Бухару выбрали официальной столицей исламской культуры.

Вместе с тем, по мнению журналиста, не только громкие титулы, славная история и достопримечательности делают Бухару городом из категории «must see». Теплая, приветливая, живая и гостеприимная атмосфера, вот за что туристы любят Бухару.

«Это настоящая восточная красавица, взглянешь раз – и век не забудешь. Летом здесь жарко, зимой по-настоящему холодно, а вот весна и осень − идеальное время, чтобы отправиться на свидание».

Рассказывая о достопримечательностях Бухары, Ольга Яковина отдельно выделяет крепость Арк, которая является сердцем города и точкой отсчета для всей ее сказочно долгой истории.

«За тысячи лет цитадель не раз разрушали, отстраивали и перестраивали, превратив в итоге в настоящий город внутри города, стоящий на высоком насыпном холме и окруженный неприступными стенами, − пишет российский обозреватель. − Бастионы из обожженного кирпича, ощетинившиеся деревянными водоотводами, оказались не по зубам многим иностранным завоевателям… Сегодня крепостные стены восстановлены, но большая часть цитадели лежит в руинах. Сохранилось лишь несколько внутренних строений − тронный зал, мечеть и отдельные хозяйственные постройки, в которых теперь музейные экспозиции».

Отдельно отмечается красота и величие таких памятников, как Мавзолей Саманидов, Мавзолей Чашма Аюб, Чор Минор, Дворец Ситораи Мохихоса, каждый из которых, по убеждению журналиста, представляет собой шедевр архитектуры и символ человеческого гения.

  

Название «Бухара» означает «обитель знаний», сообщает автор статьи: «С раннего Средневековья и до XIX века город был одним из крупнейших центров мировой культуры и науки, здесь учились и работали величайшие ученые − Авиценна, Фирдауси, Рудаки, Улугбек, Хайям и Наршахи, да и легендарный мудрец Ходжа Насреддин, как полагают, родом был именно из Бухары. В XVI веке, в пору наивысшего расцвета, в городе было более двухсот медресе».

Отмечается, что медресе, мечети и ханаки (суфийские духовные обители) стоят друг напротив друга парами, словно приглашая поискать сходства и различия меж их богато украшенными арочными фасадами. Этот узнаваемый архитектурный прием называется «кош» и создает невероятный стереоэффект, удваивая силу и без того мощного эстетического воздействия.

«Войдешь в здание − и будто угодил в калейдоскоп. Симметричные дворики с множеством дверей, ведущих в студенческие кельи-худжры. Террасы-айваны с искусно отделанными колоннами и расписными потолками. Трехмерные сотовые своды-мукарнасы и сложнейшие орнаменты из кирпичной кладки и ярких изразцов. И повсюду не менее пестрые лотки с сувенирами».

Бухарский «шахристан» (внутренний город) представляет собой музей под открытым небом. А еще это − один большой базар. По словам О.Яковиной, торговые ряды в Бухаре впечатляют посильнее музейных экспозиций, а сами базары смело можно было бы объявить объектами культурного наследия. Одна из важнейших остановок Великого шелкового пути, Бухара всегда была городом не только мудрецов, но и продавцов, а с количеством медресе здесь могло сравниться лишь количество караван-сараев.

«Средневековые шопинг-моллы стоят по сей день, не меняя своего предназначения, и со стороны эти анфилады под куполами кажутся настоящими дворцами. Прогулка по ним — не столько шопинг, сколько культурное впечатление: можно часами перебирать и рассматривать то, что разложено на прилавках: халаты и тюбетейки, шелковые ковры и расшитые вручную сюзане, расписные плошки и чеканные блюда, серебряные украшения и лохматые меховые шапки».

Высокую оценку журналист дает кулинарным традициям Бухары. Кафе и чайханы в шахристане встречаются на каждом шагу, в любом заведении предложат все главные местные гастрономические достопримечательности — самсу, лагман, тушеное мясо жиз, кебабы по-гиджувански, пишет корреспондент «UTair».

Особое внимание уделяется королю узбекской национальной кухни плову:

«В каждом городе Узбекистана плов готовят по-своему, и Бухара − не исключение: ингредиенты для бухарского ош-и-софи отваривают по отдельности и только потом смешивают в специальном медном казане деги-мис, добавив шафран и сушеный кишмиш. Готовят плов (который, кстати, обычно делается с говядиной, а не с бараниной) почти без масла: он получается хоть и сытным, но при этом почти диетическим — недаром великий врач Авиценна в своих трудах предписывал употреблять его как лекарство от многих болезней».