2020 год glavnaya Новый Узбекистан

ЮНИСЕФ в Узбекистане опубликовал ежегодный отчет о ключевых достижениях сотрудничества c правительством в 2019 году

ТАШКЕНТ, 26 мая. /ИА «ДУНЁ»/. Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане опубликовало отчет за 2019 год о проделанной работе в сотрудничестве с Правительством Узбекистана, сообщает корреспондент ИА «Дунё».

В нем говорится, что Узбекистан добился положительных результатов по важнейшим показателям выживания и развития детей.

Отмечены масштабные реформы, проводимые с 2017 года в секторах системы образования. Ключевое место в них отводится качеству образования и уровню получаемых детьми знаний, а также увеличению количества дошкольных учреждений, с тем чтобы к 2021 году обеспечить 100-процентный охват дошкольным образованием.

При этом подчеркивается, что для достижения оптимальных результатов в обучении, социальной интеграции и гражданской ответственности Узбекистану требуется обеспечить дальнейшее укрепление системы образования.

В докладе констатируется, что Узбекистан предпринял серьезные шаги для приведения своей нормативно-правовой базы и практики в сфере защиты детей в соответствие с международными стандартами. В частности, возраст вступления в брак для девочек был повышен до 18 лет, решается вопрос об учреждении должности заместителя Омбудсмена по правам ребенка.

Среди основных достижений реформирования сектора здравоохранения в 2019 году, в которых приняли участие ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ, названы пересмотр плана отделения санитарно-эпидемиологических служб (включая иммунизацию) от Министерства здравоохранения, создание нового отдела логистики и закупок для обеспечения бесперебойного снабжения детей безопасными вакцинами в рамках Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия, пересмотр механизма планирования и составления бюджета закупок вакцин, строительство холодильных складов для них в 12 областях Узбекистана и Республике Каракалпакстан, а также внедрение вакцины против вируса папилломы человека (ВПЧ) среди девочек в возрасте 9 лет, охват которой достиг 96%.

Отмечено, что правительство поддержало рекомендации ЮНИСЕФ о внедрении с 2020 года электронной системы регистрации рождений и смертей, что обеспечит более полный обмен информацией между задействованными государственными министерствами и ведомствами, а также позволит проводить эффективный анализ рекомендованных ВОЗ показателей.

В целях сокращения предотвратимой смертности среди новорожденных, Министерством здравоохранения при поддержке ЮНИСЕФ была принята и внедрена практика перинатального аудита, пересмотрены четыре стандарта и учебные программы по уходу за новорожденными для практикующих медицинских работников, а также пересмотрена подготовка преподавателей в медицинских образовательных учреждениях.

При поддержке ЮНИСЕФ Министерство здравоохранения внедрило универсально-прогрессивную модель патронажной службы в восьми учреждениях первичной медико-санитарной помощи, расположенных в трех наиболее неблагополучных регионах. Данный подход, а именно патронажные визиты, позволяет медсестрам эффективно выявлять опасные для детей симптомы, повышать осведомленность родителей о данных симптомах, предоставлять консультации, а также направлять семьи с серьезными проблемами в службы здравоохранения более высокого уровня.

Министерство здравоохранения при поддержке ЮНИСЕФ провело общенациональное исследование питания, в рамках которого был выявлен прогресс в снижении задержки роста детей в Узбекистане.

При поддержке ЮНИСЕФ правительством Узбекистана был принят Кодекс сбыта заменителей грудного молока и продуктов питания для детей грудного и раннего возраста.

В 2019 году ЮНИСЕФ сыграл важную роль в мобилизации ресурсов для расширения дошкольного образования в Узбекистане, поддержав разработку второго Плана развития сектора образования (ПРСО) Узбекистана на 2019-2023 годы.

В декабре 2019 года парламент одобрил закон о дошкольном образовании. Закон был разработан Министерством дошкольного образования при широкой технической поддержке ЮНИСЕФ.

В 2019 году ЮНИСЕФ также оказана помощь Министерству народного образования в разработке первой национальной образовательной программы, а также поддержка правительству в разработке новой системы квалификации и профессиональных стандартов для учителей, разработке информационной системы управления образованием, долгосрочного плана действий и программы по де-институционализации, которые в сентябре 2019 года были утверждены Кабинетом министров страны.

Кроме того, в минувшем году в рамках реформы системы правосудия правительство уделило большое внимание правосудию в отношении детей. Наряду с подготовкой поправок к Уголовному кодексу в апреле 2019 года, ЮНИСЕФ оказал поддержку Генеральной прокуратуре в запуске инновационного проекта «Пилотирование альтернативных мер и восстановительного правосудия» в одном из районов города Ташкента. На этапе внедрения проекта альтернативные меры были применены в 50% случаев, рассмотренных в данном районе.

В целях повышения осведомленности о важности участия молодежи, а также укрепления потенциала национальных партнеров по вовлечению молодежи в разработку и реализацию молодежной политики, ЮНИСЕФ содействовал первому официальному участию председателя Союза молодежи и молодых людей в молодежном форуме ООН ЭКОСОС. Данные усилия способствовали изменению подходов к привлечению молодежи и осознанию важности мнения и участия наиболее уязвимых молодых людей.

Следуя рекомендациям ЮНИСЕФ, в апреле 2019 года страна представила 5-ый национальный доклад в Комитет ООН по правам ребенка, открыв диалог для конструктивных дискуссий в отношении реализации прав ребенка в Узбекистане.

Стратегия ЮНИСЕФ в Узбекистане в решении проблем гендерного неравенства реализуется посредством интеграции гендерных аспектов в программы ЮНИСЕФ. В связи с этим, в целях более эффективной реализации программ во всех проведенных в 2019 году исследованиях было уделено особое внимание различиям вследствие гендерных особенностей.

В рамках текущей страновой программы, ЮНИСЕФ активно сотрудничал с правительством Узбекистана в создании благоприятных условий для реализации и продвижения прав детей. При поддержке ЮНИСЕФ было пересмотрено или разработано значительное количество законодательных актов, стратегических документов и программ.

В отчете констатируется, что государство выделяет более 55% национального бюджета на расходы социального сектора, что составляет более 10% ВВП страны. Инвестиции непосредственно в детей составляют 78% этих расходов.

При этом, отмечено, что основные сложности, связанные с государственными инвестициями в сферу благополучия детей, включают: низкие государственные расходы в расчете на одного ребенка, неизученное прямое влияние инвестиций на детей и выделение незначительных средств на политику, основанную на принципах инклюзивности.

 

Фото: ЮНИСЕФ в Узбекистане