2021 год glavnaya Новый Узбекистан

Развитие в Узбекистане парламентаризма: итоги первого срока полномочий Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева

Четыре года назад была принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Сегодня нет сомнений в ее конструктивности, о чем свидетельствуют результаты реформ, успешно осуществляемых под руководством Президента Шавката Мирзиёева.

Известно, что формирование эффективного государственного управления невозможно без повышения эффективности парламента. Озвученный главой государства стратегический девиз «Мы не свернем с пути демократических реформ» демонстрирует твердую политическую волю и ориентир для единого понимания «эффективности» государственного управления, где демократия выступает как ценность, цель и средство достижения этой цели. В Стратегии действий одним из приоритетных направлений совершенствования государственного и общественного строительства определено «дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны».

В Узбекистане за последние четыре года значительно расширились полномочия и участие парламента в реализации реформ, решении важнейших социально-экономических и политико-правовых задач. Улучшено материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение парламентариев. Качественно изменилась работа информационно-аналитических и юридических служб палат парламента. Созданы новые структуры в аппарате палат парламента, юридические отделы трансформированы в управления с увеличением штата сотрудников. Создано бюджетное управление, которое осуществляет информационно-аналитическое сопровождение депутатов по вопросам бюджета страны.

В целях совершенствования правового обеспечения осуществляемых реформ, систематизации законодательной базы, повышения качества нормотворческой деятельности, внедрения в этот процесс современных цифровых технологий и элементов «умного регулирования» принята Концепция совершенствования нормотворческой деятельности.

Расширены механизмы общественного и экспертного обсуждения законопроектов. Установлен порядок, согласно которому все проекты нормативно-правовых актов подлежат размещению на Едином портале государственных услуг для проведения общественного обсуждения. Усовершенствован порядок рассмотрения законопроектов. Установлена гибкая форма голосования. По решению Законодательной палаты голосование по законопроекту может проводиться по главам или разделам, а также по нескольким статьям одновременно.

В качестве одного из заметных достижений 2020 года можно отметить активизацию работы парламента по изучению соответствия законопроектов международным договорам, а также внедрение новой практики изучения соответствия проектов законов рекомендациям по улучшению позиций Узбекистана в международных рейтингах.

За последние четыре года в Индексе экономической свободы Фонда наследия Узбекистан поднялся на 52 позиции, в «Индексе ведения бизнеса» Всемирного банка – на 18 позиций, в рейтинге «Классификация страновых рисков» ОЭСР — из группы в группу странового риска. В Международном рейтинге открытых данных Узбекистан занял 44-е место, поднявшись на 125 позиций, в Индексе восприятия коррупции страна поднялась на позиций.

В целях укрепления механизмов парламентского контроля в Закон «О парламентском контроле», принятый в 2016 году, внесено более 40 изменений и дополнений. Впервые в 2019 году главный финансовый документ на 2020 год был принят в форме закона. Внедрена практика рассмотрения отчета Кабинета Министров о ходе реализации государственной программы на соответствующий год.

Сегодня парламентарии активно используют механизмы парламентского контроля (например, за 2020 год Законодательной палатой проведено 19 парламентских слушаний, девять мероприятий парламентского часа, определены 14 парламентских запросов, 338 депутатских запросов). Расширены парламентские полномочия в решении задач внутренней и внешней политики страны. С учетом практики демократических стран, в целях повышения ответственности членов правительства перед парламентариями, получившими мандат непосредственно от народа, установлен порядок одобрения членов правительства нижней палатой.

Законодательная палата рассматривает и одобряет по представлению Премьер-министра кандидатуры в члены Кабинета Министров для последующего их утверждения в должности Президентом.

Кандидатура в члены Кабинета Министров рассматривается на заседании Законодательной палаты после ее предварительного рассмотрения ответственным комитетом, фракциями и депутатскими группами. Кандидат при рассмотрении его кандидатуры в Законодательной палате представляет план действий, предусматривающий правовые, экономические, социальные, организационно-технические меры по достижению целевых показателей и задач на перспективу.

Расширение полномочий Законодательной палаты по рассмотрению кандидатур членов правительства повышает ответственность парламентариев и членов правительства за формирование внутренней политики страны.

В целях совершенствования правовых основ парламентских полномочий в решении задач внешней политики страны принята Концепция парламентской дипломатии. Она направлена на определение приоритетов, стратегических целей и принципов деятельности Олий Мажлиса в реализации внешней политики страны и парламентской дипломатии.

Несмотря на пандемию, деятельность парламента по развитию сотрудничества с зарубежными парламентариями усилилась. Если в 2015—2019 годах функционировало 28 групп сотрудничества с законодательными органами зарубежных стран, то в настоящее время их число составляет 51.

В палатах парламента созданы новые должности, ответственные за развитие межпарламентского сотрудничества и парламентской дипломатии. В целях развития взаимодействия послов с Сенатом и наращивания элементов парламентского контроля налажена практика заслушивания отчетов послов Узбекистана в зарубежных странах.

Отдельно хотелось бы отметить активный вклад узбекских парламентариев в продвижении в рамках ООН важных инициатив Узбекистана в сфере религиозной толерантности, региональной безопасности, защиты прав молодежи, усиления роли парламентариев в обеспечении прав человека. Например, специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», инициированная Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, была единогласно поддержана и принята государствами-членами ООН 12 декабря 2018 года.

Кроме того, нельзя не отметить инициативы Узбекистана по развитию нового этапа сотрудничества государств Центральной Азии в целях укрепления добрососедства, региональной безопасности и устойчивого развития стран. Благодаря совместным усилиям в регионе значительно повысился уровень политического доверия. Создаются группы дружбы парламентов государств Центральной Азии, призванные служить форумом для обсуждения и выработки конструктивных предложений по развитию региона.

В период COVID-19 усилилась коммуникация парламентариев с избирателями посредством цифровых технологий, социальных сетей, в частности, Telegram, Facebook. В то же время активизировался «электронный парламент». В тестовом режиме запущены новые сайты для более интенсивного диалога с избирателями и обсуждения законопроектов – oliymajlis.gov.uz, qonun.gov.uz, deputat.gov.uz. Внедрена практика онлайн-трансляций заседаний Сената и Законодательной палаты.

По инициативе главы государства с 2018 года запущен портал коллективных обращений «Менинг фикрим» («Мое мнение»), посредством которого граждане могут обращаться с разными вопросами.

Анализ реформ в сфере усиления роли Олий Мажлиса в системе государственной власти позволяет сделать вывод о том, что качество законотворческой деятельности повышается. Укреплены механизмы парламентского контроля, улучшилась подотчетность исполнительной власти перед парламентариями, выросла степень открытости парламента.

В завершение необходимо отметить, что задачи, определенные в Стратегии действий, своевременно и поэтапно реализуются. Был достигнут прогресс в сфере усиления роли и повышения эффективности Олий Мажлиса. Эти позитивные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения и поддержки начатого курса реформ.

Дониёр Тураев,
заместитель директора Института
проблем законодательства и парламентских
исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

Источник: УзА