Историю называют хроникой войн и конфликтов, и в этом есть большая доля истины. Во все времена народы и этнические группы воевали друг с другом в борьбе за лучшую долю. Иной раз причиной неурядиц и кровавых конфликтов становилась культурная несовместимость, неуважительное отношение людей к носителям других ценностей.
И в наше время мотивы этнокультурной и религиозной несовместимости становятся первопричиной ожесточенных столкновений и коллизий. Ввиду непримиримости и жестких проявлений распадаются государства, происходят острые межнациональные и межрелигиозные войны.
Это и объясняет, почему многие страны на протяжении долгого времени превращают политику цивилизационного и межкультурного согласия в норму жизни, стараются возвести мультикультурализм в ранг государственной политики.
Узбекистан на протяжении долгих времен был и сегодня остается центром притяжения энергии жизни, от которой питаются представители многих наций и религиозных групп. Для этой страны, в которой исстари уживаются носители различных традиций и обычаев, языков и религиозных воззрений, многообразие является привычным.
Глава государства Шавкат Мирзиеев видит глубокий смысл в поддержании культуры многообразия, ее усилении, видя в нем способ сохранения атмосферы мира и согласия. В настоящее время глава государства успешно развивает политику, направленную на сохранение традиций уважительного отношения ко всем культурам и обычаям.
Многонациональный состав населения Узбекистана является достоянием и преимуществом страны, которая видит в единстве способ достижения национального консенсуса. Это и есть отправная точка для аккумуляции созидательной энергии.
Глава государства рассматривает политику мультикультурализма в качестве составной части программы демократического устройства и развития страны. Защита культурно-цивилизационного и национального разнообразия это еще и ключ в реализации основных прав и свобод граждан.
Политика равноправия в теории существует на протяжении тысячелетий, однако воплотить ее в жизнь всегда было уделом сильных личностей, отменных государственных управленцев.
В нынешней эпохе человеческое общество вновь сталкивается с серьезными вызовами, выдержанными в духе расизма, человеконенавистничества и религиозной нетерпимости. Только уважительное отношение к другим этносам, их культуре и религии позволяет создавать гармонию, взаимное понимание и взаимное развитие.
Политика равноправия помогает ломать стереотипы и предрассудки, которые все еще существуют в системе международных отношений. Не только в истории, но и в современной практике часто встречаются ситуации, когда вокруг отдельных стран, народов ведется целенаправленная идеологическая война, кампания черного пиара. Это создает много проблем для правильного ведения политики взаимного уважения, для торжества политики сдерживания и толерантности.
Некоторые международные институты, правозащитные центры, произвольно оценивая обстановку с правами человека, демократии на постсоветском пространстве, выносили чудовищные заключения, в искаженном свете преподносили положение вещей, которые не кореллировались с проблемным состоянием.
Узбекское общество всегда отличалось тем, что открывалось миру, проявляло неподдельный интерес к интеграции и взаимообогащению. Политическая элита страны только приветствует такого рода благородные порывы, которые способствуют упрочению стратегии разрядки и расширения возможностей сотрудничества.
В Узбекистане живут люди разных национальностей, они имеют общие видения на предмет согласованных действий в борьбе за самодостаточную жизнь.
Умная власть всегда приветствует идущие снизу добрые инициативы, приумножающие духовный и материальный потенциал, возможности сотворчества и полезного взаимодействия.
Сегодня в Узбекистане как раз происходит сращение возможностей власти и народа, и это открывает несметные перспективы для диверсификации созидательного потенциала нескольких поколений.
Это то, о чем сегодня мечтают многие народы, жаждущие достижения консенсуса во внутренней жизни. Многообразие открывает дорогу к процветанию, потому что создает здоровые возможности для разумной взаимозависимости. Только в этом случае достигается многоуровневая идентичность, которая всегда была присуща узбекскому обществу.
Несколько лет назад ЮНЕСКО приняло всеобщую декларацию о культурном многообразии. В ней сказано, что культурное многообразие столь же важно и необходимо для человечества, как биологическое разнообразие живой природы. Оно поистине является общим достоянием сообщества, и над его сохранением должны работать все поколения.
Узбекистан предлагает миру не только модель внутригосударственного устройства, но и прообраз общемировой модели, и он важен с точки зрения особенностей времени, когда решение острых политических, экономических, культурно-цивилизационных и гуманитарных проблем глобального характера актуализирует распространение позитивного опыта.
Активный культурно-цивилизационный плюрализм, который имеет место в современном Узбекистане, способствует расширению возможностей, и в этом прослеживается убедительная логика жизнелюбия.
Тофик Аббасов
Директор Медиадепартамента Бакинского международного центра мультикультурализма, политолог